kap1914 (kap1914) wrote,
kap1914
kap1914

О Аватаре как о языческом яде в 3D обложке: позиция православного

Может эта заметка не так уже и актуальна - все же более года прошло с момента выхода в мировой прокат очередного детища Д. Кэмерона. Однако пишу только сейчас по той причине, что посмотрел я эту "кино"картину совсем недавно и немогу не высказаться, ведь за яркостью красок и относительно идеальной (=дорогостоящей) графикой стоят примитивные и - главное - опасные языческие и эзотерические идеи, которые год за годом продолжают отравлять наше общество.

Начну по порядку- с оценки фильма как произведения искусства. Здесь я, конечно, не могу не признать высокое качество графики, пленяющую игру красок и цветов. Да, в этом плане деньги (и несколько премий Оскара) ушли не зря, и если искусство должно воздействовать на чувство, то благодаря современным технологиям фильм можно было бы оценить высоко. К сожалению, его создатели, видимо, забыли, что помимо формы существует содержание, и пестротой красок можно воздействовать разве что на аборигена (а что именно этот тип "хомо сапиенс" распространен в современных индустриальных джунглях свидетельствуют рекордные кассовые сборы"Аватара"). Так или иначе, но всего остального, что должно иметься в хорошем и качественном произведении, этот фильм жестоко лишен. Кажется, что создавался он графоманами от кино. Абсолютно прав мастер интеллектуальных кинокартин Эмир Кустурица,который заявил, что "Аватар" - просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D дабы вытащить из людей деньги.
Мне как экс-любителю жанра фэнтези и фантастики уже на 30 минуте стало ясно, чем закончится фильм, ибо более примитивной сюжетной фабулы трудно сыскать. Даже начинающие писатели-фантасты из какого-нибудь детского кружка "Родничок" в деревне Пупырловке и то могут придумать что-то более серьезное и впечатляющее, нежели сюжет на основе столкновения двух народов (рас, культур, государств и пр.): одного - сильного и злого, другого - слабого и хорошего (манихейство в чистом виде). И вот чтобы спасти последних судьба (боги, космос, эйво или какая-либо другах хрень) посылает им героя (обычно на эту роль всегда претендует какой-нибудь неудачник, в лучшем случае, серая личность на подобии Акакия Акакиевича), который в итоге оказывается хорошим бравым парнем (в лучших традициях cool american guy) с массой талантов и всех спасает, попутно завоевывая любовь главной красавицы (по голливудскому сценарию он обязательно должен ее попутно трахнуть).
Конечно, порою профессионалы специально цепляются за избитую и много раз насилованную фабулу, чтобы заставить ее заиграть по-новому. Однако Кэмерону это не удалось. Так, нет, к примеру, хорошо вырисованных героев, характеров, глубоких, гибких, сбогатым (или не очень) внутренним миром. Все действующие лица выполнены одним  мазком, широким и величавым, без деталей, без нюансов - просто как кисть легла, так и осталось. Причем рисовались они по давно известным трафаретам, а потому новые характеры - коими часто запоминаются нам фильмы и романы - опять-таки отсутствуют.

Конечно, главное в фильме - идея. Да, она произвела впечатление. Только не ее глубина или оригинальность. О том, что уничтожать из корыстных интересов чужие культуры это плохо, я знаю давно. Здесь мало нового (разве что для какого-нибудь аборигена из сомалийского племени, но я не уверен, что "Аватар" был переведен на сомалийский). Другое дело, что фильм проповедует человеческое единство с природой. Недаром, Кэмерон обыгрывает - достаточно явно, что следует хотя бы из названия - индуистскую религиозную систему, т.е. языческую. И это очень важно. Посыл фильма о необходимости сохранять связь с природой, из который вышел человек, проникнут нью-эйджевским духом, который сочится чуть ли не из каждого эпизода, однако облаченный в красиво-яркие краски (бабло постаралось) этот яд становится слаще мёда и находит мощный отклик в развращенном эзотерикой мировом общественном сознании. На подготовленную почву капает это варево, давая всходы в виде нескольких миллиардов долларов, которые быстро растекаются по американским карманам.
Человечество веками пыталось сбросить оковы природного и телесного. Культура (и наука как ее часть) изначально были первыми инструментами, которые позволяли упорядочить мир вокруг, сделать его более понятным и подконтрольным человеку. Вся история показывает выделение человека из рамок природы, его обособление и все растущее развитие по мере утверждения себя в качестве Человека. Следующим этапом стало христианство, главный посыл которого заключался в тлетворности телесного. Да, христианству не чуждо пантеистическое мировосприятие, в том плане, что человек может восхищаться творением Господним. Однако главное отличие от прежних языческих религий заключалось в другом: Бог находится вне этого мира, его здесь нет и он уж точно не растворен в окружающей природе, а потому грех поклоняться ей. Более того, человек должен освобождаться от ее влияния, зависимости от телесного, природного и устремляться к божественному, одухотворенному, высокому, устанавливать связь с самим Творцом.
Однако же современные эзотерики и нью эйджевцы отрицают эти достижения человеческой мысли и хотят, видимо, повернуть историю вспять (особенно когда на этом можно нажиться). Им кажется более важным, чтобы человек опять растворился в мире, превратившись в животное и отдался телесному. Недаром взята и эзотерическая манихейская фабула, упрощающая мир донельзя – до вечной борьбы Добра и Зла. Первохристианские авторы еще тогда, в первых веках нашей эры, понимались абсурдность и упрощенность подобного миропонимания (как всего лишь антагонизма добра и зла), а потому объявили манихейцев еретиками. К сожалению, современное общество остается на уровне последних (иначе бы индустрия широтреба никогда не приносила бы ее основателям столь широкого дохода). Достижения философской мысли последующих двух тысячелетий им не знакомы.
"Аватар"проповедует не столько высокие моральные качества и подвиг духа (он этим только прикрывается), сколько идею эфемерной гармонии с природным миром,торжество телесности (которое - и это осознают единицы - возможно только в ущерб духовному), ее примат и правление. Мало кто заметил все уродство этой архаичной гармонии. Красота графики, оплаченная миллионами долларов, затмевает насилие, которое изображено на экране, и лицемерное отношение к нему; ту зависимость человека от телесного, которая просто оскорбительна для христианского сознания. Вспомните эпизод, когда бравые американские парни срубили гигантское дерево. При всем сочувствии к голубым утконосым гуманоидам, не могу не отметить, что в этом моменте отражена вся тщетность нью эйджевских идей (т.е. главного посыла фильма). Только вдумайтесь: гибель какого-то дерева приводит к трагедии для целого народа! Почувствуйте разницу: христианство предлагает внутреннюю духовность, скептическое отношение к материальному и духовный поиск,устремление к божественном. Даже уничтожение всех храмов в мире не нанесет удара по христианской вере, ибо церковь - это прежде всего община и люди ее составляющие, и до тех пор пока живы они и вера внутри них, надежда остается и христианство будет торжествовать. Кэмерон же предлагает альтернативный путь: опять вляпаться в природу (от которой человечество пытается очиститься уже многие века), подчиниться ей и найти счастье в этой гармонии, суть которой в прославлении усредненности и одинаковости. Человек рождается в муках, гениальные романы пишутся в страданиях, а стихи - кровью. Постоянное напряжение, кризисы, метания - вот удел любого, кто ищет, стремится к творчеству и живет духовным поиском. Однако современная эзотерическая философия это отвергает.  Она призывает к гармонии. Раствориться в мире, вместо того, чтобы найти себя. Отдаться первозданному, нежели установиться связь с высоким и Творцом. Обратиться к телу и его способностям, вместо подвига души и сердца. Успокоиться и наслаждаться, вместо того, чтобы мучаться, искать и творить. Потреблять, а не создавать. Такой вот духовный коммунизм - и неудивительно, что в атеистическом сознании примитивные языческие и эзотерические построения легко усваиваются, ведя к коммерческому успеху ярко состряпанного экшена про цивилизацию голубых гуманоидов.
Tags: Нью Эйдж, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments