kap1914 (kap1914) wrote,
kap1914
kap1914

Categories:

Коммерциализация истории

Каждая наука должна быть полезна обществу и востребована им, и в этом плане история не должна быть исключением. В современном мире один из показателей востребованности – приносимый доход. Безусловно, я не хочу сводить полезность исключительно к денежному выражению, однако давайте задумаемся: мы ведь готовы платить за то, что нам нужно, важно и полезно. Так, каждый день мы покупаем хлеб, платим за бензин. Физики или химики могут получать огромные деньги, если они работают на производствах, создают новые продукты и технологии. Социологи зарабатывают немало в своих центрах, изучая общественное мнение. Я молчу о миллионных гонорарах политтехнологов, которые они получают в ходе предвыборных компаний. А где же может заработать историк? Вот примерный список того, как история может быть использована с пользой для общества и с доходом носителя исторического знания.
Первое. Генеалогия и вообще все, что может быть связано с исследованием истории отдельной семьи. Речь может идти, например, не только о генеалогических родах, но и о судьбе отдельного человека, особенно если речь идет о военном времени.
Второе. Преподавание (школа, вуз, репетиторство). Это, пожалуй, наиболее тривиальный метод заработать на истории, думаю, на нем нет смысла долго останавливаться. Стоит только отметить, что было бы идеально, чтобы преподаватель-историк понимал ту ответственность, которая лежит на нем. И зачитывал не набор фактов, а учил людей задумываться над тем, что есть исторический процесс, какие выводы мы можем сделать из тех или иных ситуаций. В этом плане история может (и должна) использоваться для повышения качества человеческого капитала в стране.
Третье. Издание исторической литературы. Здесь вопрос, конечно, спорный с точки зрения заработка, т.к. серьезную историческую литературу у нас покупают мало, а массово интерес существует лишь к отдельным «избранным» темам. Лучше дело обстоит с отдельными журналами и газетами, которые готовы платить авторам за интересные исторические статьи. Но таковых не так много (оплата может варьироваться от нескольких сот рублей в обычной региональной газете до 15 – 20 тыс. рублей за материал в федеральный исторический журнал). Как говорил один мой знакомый, у нас платят либо за фальсификацию истории либо за борьбу с ней.
Четвертое. Музеи, архивы. Здесь особо не заработаешь в наших условиях, но в музеях и архивах тоже нужны историки. Иначе как без них?
Пятое. Реконструкторское движение. На западе крупные реконструкторские фестивали собирают десятки тысяч людей, что, безусловно, окупается и приносит немалый доход.
Шестое. Историческое консультирование. Специалисты в области истории могут быть полезны для коллекционеров (например, монет, банкнот и пр.), режиссеров (если снимают исторические фильмы), при организации праздничных парадов. Более того, есть отдельное направление по сохранению историко-культурных ценностей, которым занимаются специальные органы государственной власти.
Седьмое. Идеология. В принципе, знание истории может быть полезным для пиар-компаний, а также в контексте продуманной идеологической политики (что отсутствует в нашем государстве). Единственное исключение – Великая Отечественная война. Из государственных закромов под эту тему выделяются немалые деньги, связанные с празднование Победы, популяризации подвигов. В целом, память о 9 мая стало частью современной идентичности. Более того, на международном поле организована активная кампания против пересмотра результатов Второй мировой в некоторых странах Восточной Европы и Прибалтики (на этой ниве, например, трудится А. Дюков).
Восьмое. Фундаментальные гуманитарные исследования. Не секрет, что органы государственной власти ежегодно выделяют множество грантов на проведение тех или иных исследований, правда, области политологии, социологии, международных отношений. Иногда в этих рамках бывают нужны и историки.
Десятое. Экскурсии. Конечно, для этого необходимо эксплуатировать интерес людей к тем или иным местам. Например, в Калининградской области (особенно в 1990-е гг.) активно использовались немцы, которые либо жили в Восточной Пруссии до 1945 г., либо их потомки. Также приезжает из России немало и тех, кто интересует нацистским прошлым региона. Конечно, последнее не есть с точки зрения идеологии "хорошо", но все же - тоже интерес к истории.

Возможно, этот список можно расширить. В любом случае в настоящее время перед сообществом историков стоит весьма большая проблема, связанная с тем, чтобы повысить ценность исторического знания, как в глазах населения, так и в глазах элит. К сожалению, ныне лишь система образования формирует смыслы для большинства людей (в возрасте от 16 до 19 лет) знать историю. Чтобы поступить на большинство гуманитарных специальностей нужно сдать историю, а потому многим приходится усердно готовиться, нанимать репетиторов. Правда, получаемые таким образом знания не носят системного характера и быстро исчезают. Чем больше простые люди и власть будут ценить историю, тем больше люди будут покупать исторические исследования, ездить на реконструкторские фестивали, ходить в музеи, а власти будут как выделять деньги на развитие исторической науки, так и привлекать историков к проведению фундаментальных гуманитарных исследований, результаты которых будут определять отдельные направления государственной политики.
Без крупных затрат на специальные пиаркампании это не возможно сделать. Но они могут лечь на плечи не только государства, но и бизнеса, который может понять, что история в отдельных аспектах может стать прибыльной. Например, можно сделать ценностью знание истории своего рода, чтобы люди обращались за помощью к специалистам в области генеалогии в поисках своих корней. Можно развивать туризм: например, сочетать те или иных виды отдыха с историческим туризмом.
Можно придумать более сложные ходы: например, воссоздать средневековый город и жизнь в нем. Хотите окунуться в русское средневековье? Пожалуйста. В Калининградской области можно сочетать отдых на том же озере Виштынец с масштабными реконструкциями: в относительной близости происходили крупные бои Первой мировой войны. Можно вспомнить одновременно и более "старые" времена: орденскую Пруссию и проводить рыцарские реконструкции.
В этом плане интересен пример отеля Нессельбек в пос. Орловка (Калининградская область). История здесь выполняет функцию "завлекаловки", но вместе с тем формируется интерес к ней. Отель выполнен в стиле орденского замка, имеется там хороший ресторан. Более того, по воскресеньям там проводятся рыцарские забавы: конные и пешие бои, стрельба из лука. Желающие могут примерить доспехи. Можно провести даже свадьбу в традициях средневекового рыцарства (при этом вместо лимузина использовать карету). Конечно, этот пример не идеален, но от него можно отталкиваться и дальше, чтобы выстраивать взаимовыгодное партнерство бизнеса и истории.
Tags: практическая история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments